Назад к просмотру постов

О вкусах не спорят. За них проливают кровь

21 мая 2016

...Образно, разумеется. От дизайнера кровь из носу требуют интерьер мечты. И вот он брейнстормит в режиме нон-стоп, налегает на эспрессо и глянцевые каталоги, чтобы создать интерьер, который идеально отразит предпочтения и личность клиента. Поскольку наш гипотетический криэйтор обязательно гений от бога, получается у него блестяще. И вдруг — приговор: «Это не в моём вкусе».

Что же случилось? Скорее всего, клиент просто запутался. Тому есть несколько причин, и все они кроются в самой природе вкуса.

1. Вкус — это чувство.

При выборе вещей каждому из нас свойственно колебаться. Сегодня это кресло кажется идеальным. А завтра... Завтра мы выслушаем мнение друзей, близких, двоюродной бабушки из Мариуполя и полузнакомых френдов в Facebook. Пролистаем тысячу картинок на Pinterest. Подержим в руках свежий модный журнал. И начнём сомневаться.

Дело в том, что вкус — это ощущения, а не мнения. На основе субъективных ощущений мы и даём вещам оценки: «фантастика», «мило», «годится», «прошлый век», «ни к чёрту». Понятно, что разные вещи заслуживают разных оценок от разных людей. Кого же слушать?

Каждая статуя хочет стать Давидом. Иными словами, вкус — это всегда стремление к идеалу. Вот почему он всегда в определённой степени универсален. Вспомните людей, которых считают иконами стиля. Вероятно, найдётся безумец, который посчитает их безобразными (скорее всего ему давно прописали очки на минус шесть диоптрий). В большинстве же своём люди ими восхищаются. Значит у вкуса есть свои жрецы. И это точно не двоюродная бабушка из Мариуполя.

 

2. Вкус многогранен.

Логика клиента проста: я плачу деньги, и я хочу получить то, что мне нравится. Okay, вопросов нет. Кроме одного: а что именно нравится вам? Легко ли вам перечислить свои предпочтения? Вряд ли вы относитесь к тому редкому типу людей, которые уходят из магазина с первым галстуком, который «ничего». Более того, если вам понравится три, это не значит, что все они окажутся одного цвета и из одной ткани.

 Есть то, что нам нравится. Есть то, что нам подходит. Человеку с безупречным чувством стиля нравится именно то, что ему подходит. Всем остальным не помешает помощь эксперта. А пословицу про «на вкус и цвет...» придумали некрасивые люди. Товарищи есть. Просто нужно попасть в этот клуб.

 

3. Вкус никак не связан с прошлым опытом.

Наш вкус — это не альбом с выцветшими фотографиями. Если человек вырос в доме с переливчатыми бежевыми покрывалами, аляповатыми обоями и леопардовыми шторами, он может и не питать явной неприязни к очевидно безвкусным вещам. Но это не значит, что подобные вещи — в его вкусе. Ему легко может понравиться то, чего он пока не видел вовсе. Условно говоря, если вы обожаете карбонару, вам не обязательно есть исключительно её. В глобальном меню ещё так много блюд.

Важно и нужно следить за новым. Даже Иммануил Кант, которому, казалось бы, только и дела было, что размышлять о звёздном небе да моральных законах, и тот полагал, что лучше быть модным дураком, чем идти против моды. Потому что, закрываясь от нового, человек отказывает себе в красоте.

4. Вкус дан от рождения.

К сожалению, нет причин не доверять историку моды Александру Васильеву, который говорит об этом едва ли не в каждом интервью. Да, с чувством вкуса нужно родиться. Но это не значит, что его не нужно развивать. Проблема лишь в том, что нельзя обрести собственный стиль, вызубрив с упорством начётчика какие-то формулы, принципы и рекомендации. Меняются эпохи — меняется и представление о прекрасном. Мода задаёт какое-то вкусовое направление, и хороший вкус всегда способен к нему приспособиться, сохранив свою индивидуальность.

Вот почему, чтобы держать блестящую эстетическую форму, необходимо быть в тонусе: смотреть на красивые вещи, слушать прекрасную музыку, бывать на природе, узнавать новое.

 

5. Есть люди, которые свой вкус сделали профессией.

Здесь очень кстати будет вспомнить популярное высказывание: «Если вы сомневаетесь в своём вкусе, знайте: он у вас есть». И добавить: «Чтобы ваш вкус оценили все, наймите дизайнера».

Хороший дизайнер всегда находится в тонусе. Он постоянно смотрит, прикасается, слушает, познаёт, впитывает красивое. В общем, профессионально делает то, на что не у всех хватает времени. И совершенно точно заслуживает доверия, ведь вкус — это основа его работы. Архитектор обладает знанием, как спроектировать мост. У шахтёра есть сила, которая позволяет ему добывать уголь. А дизайнер наделён чувством прекрасного, чтобы приблизить окружающую реальность к идеалу.

Обращаясь к специалисту по дизайну интерьеров, вы оплачиваете не просто картинки, созданные в сложных программах. Вы оплачиваете в первую очередь компетентное мнение. И можно, наконец, перевести дух в этой вечной погоне за прекрасным. Ведь прекрасное включено.

 

* в оформлении этой статьии мы использовали работы крутейшего дизайнера второй половины ХХ века Сторма Торгерсона, который создавал обложки для музыкальных групп. Здесь использованы обложки к альбомам Cranberries, Pink Floyd, Biffy Clyro, Pendulum, 10cc.